База для рассылки: требования законодательства и риски.

Чтобы рассылка принесла желаемую прибыль и не обернулась штрафами для компании, перед планированием любой рассылки (по СМС, e-mail или в мессенджерах) и сбором базы стоит вспомнить как закон «О рекламе», так и закон «О связи», регламентирующий правила получения согласия на рассылки по сетям мобильной связи и через интернет. Ведь штраф для организаций, которые нарушили законодательство, может составить до 500 000 рублей в соответствии с статьёй 14.3 КоАП. А также проверить свою политику обработки персональных данных.

А судьи кто? Законность рассылок и защиту персональных данных в России контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пользователь, получивший рекламное сообщение от компании, которой он не давал согласия на рассылку рекламы, может подать жалобу, приложив скриншот. ФАС проведет соответствующую проверку, а в случае выявления нарушений – компании выписывают штраф.

Закон мы должны чтить. Согласно части 1 статьи 18 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последних, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Сами требования к получению согласия абонентов описаны в статье 44.1 ФЗ «О связи»: «Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки».

Я согласна! Разберём к чему на практике нас обязывает буква закона. Согласие считается полученным корректно, если:

  • В анкете или электронной форме указаны имя и фамилия субъекта персональных данных.
  • На согласии есть личная подпись будущего адресата, если анкета заполняется лично.
  • В электронной форме согласия (например, на сайте), чекбокс для проставления «галочек» пуст и человек должен их проставить самостоятельно.
  • Указанный в анкете номер принадлежит человеку, который подписывает согласие.
  • «Достоверно установить волеизъявление» на получение рассылки можно также при помощи отправки сообщения со ссылкой на страницу подтверждения согласия. Переход абонентом по ссылке и станет идентификатором того самого «волеизъявления».

Кстати, если человек оставил свои контакты для получения карты программы лояльности это ещё не значит, что вы можете включать его номер или e-mail в базу для рассылки, если только в перечне условий получения дисконтной или бонусной карты не прописано согласие с политикой обработки персональных данных.

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. База контактов для рассылки законодательно относится к персональным данным, с помощью которых можно идентифицировать физическое лицо. С 1 июля 2017 года ужесточена ответственность за нарушение при взаимодействии с персональной информацией. Данный документ должен отражать деятельность компании по обработке персональных данных, иметь чёткую структуру и оперировать точными формулировками. В текст необходимо включить информацию о содержании и объемах обрабатываемой информации, а также целях (в том числе о рассылках) и порядке обработки этих сведений. Составить политику можно самостоятельно вместе с юристом, или воспользоваться онлайн-сервисами, например этим.

Согласие на рассылку