База для рассылки: требования законодательства и риски.

Чтобы рассылка принесла желаемую прибыль и не обернулась штрафами для компании, перед планированием любой рассылки (по СМС, e-mail или в мессенджерах) и сбором базы стоит вспомнить как закон «О рекламе», так и закон «О связи», регламентирующий правила получения согласия на рассылки по сетям мобильной связи и через интернет. Ведь штраф для организаций, которые нарушили законодательство, может составить до 500 000 рублей в соответствии с статьёй 14.3 КоАП.

А судьи кто? Законность рассылок и защиту персональных данных в России контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пользователь, получивший рекламное сообщение от компании, которой он не давал согласия на рассылку рекламы, может подать жалобу, приложив скриншот. ФАС проведет соответствующую проверку, а в случае выявления нарушений – компании выписывают штраф.

Закон мы должны чтить. Согласно части 1 статьи 18 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последних, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Сами требования к получению согласия абонентов описаны в статье 44.1 ФЗ «О связи»: «Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки».

Я согласна! Разберём к чему на практике нас обязывает буква закона. Согласие считается полученным корректно, если:

  • В анкете или электронной форме указаны имя и фамилия субъекта персональных данных.
  • На согласии есть личная подпись будущего адресата, если анкета заполняется лично.
  • В электронной форме согласия (например, на сайте), чекбокс для проставления «галочек» пуст и человек должен их проставить самостоятельно.
  • Указанный в анкете номер принадлежит человеку, который подписывает согласие.
  • «Достоверно установить волеизъявление» на получение рассылки можно также при помощи отправки сообщения со ссылкой на страницу подтверждения согласия. Переход абонентом по ссылке и станет идентификатором того самого «волеизъявления».

Кстати, если человек оставил свои контакты для получения карты программы лояльности это ещё не значит, что вы можете включать его номер или e-mail в базу для рассылки, если только в перечне условий получения дисконтной или бонусной карты не прописано согласие на получение рекламных сообщений.

Согласие на рассылку